I. Единство права и морали состоит в том, что:
1) право и мораль, являясь разновидностью социальных норм, служат универсальными регуляторами поведения людей, обладают способностью проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль — многомерные образования, которые имеют сложную структуру, состоящую из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов (общественные отношения, общественное сознание, нормы);
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений, т. е. они регулируют общественные отношения (только в разном объеме) и адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам;
4) право и мораль служат обшей цели — упорядочения и совершенствования общественной жизни, регулирования поведения людей, поддержания порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль как социальные регуляторы имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Другими словами, право и мораль определяют границы свободы личности, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
6) право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические и культурные условия жизни общества, что делает их социально однотипными в данном обществе;
7) право и мораль представляют собой основополагающие общеисторические ценности, входят в культуру общества и выступают в качестве основных признаков социального и культурного прогресса.
II. Право и мораль имеют свои отличительные особенности, которые заключаются в следующем:
1) право возникает вместе с государством как ответ на объективную потребность зашиты интересов господствующего класса. Мораль — более древняя форма социального регулирования. Она рождается до появления государственно-организованного общества;
2) право и мораль различаются по способам их установления и формирования. Право состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами. Оно выражает волю государства, а значит, выступает особым, государственным регулятором. Нормы морали не являются продуктом специально целенаправленной деятельности «законополагающей инстанции». Они возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Следовательно, мораль носит неофициальный (негосударственный) характер, в отличие от права;
3) в пределах одной страны действует одна правовая система. Мораль же, в целом соответствуя определенному типу общества, не является однородной в силу классового, национального, религиозного и иного деления общества. В результате в стране могут существовать несколько моральных систем;
4) различие между правом и моралью заключается в форме их выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законы указы, постановления и т. п.), имеющих письменную форму. Моральные нормы не имеют таких четких форм фиксации, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей. Однако отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе». Они находят также свое отражение в художественной литературе, в искусстве, фольклоре, в программных и уставных документах различных общественных организаций и т. д. В целом же нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении и передаются им. Таким образом, право представляет собой логически стройную и структурированную систему, а мораль — внутренне не систематизированное образование;