Право

10.1. Понятие и признаки правоотношения

Другой аспект: при таком этатическом подходе можно сделать вывод, а порой таковые делались в юридической литературе, что у правоотношений нет никакой специфики (особенностей). А некоторые авторы утверждают, что правоотношения вообще не существуют как таковые. Они основываются на следующих логических выводах. Что такое общественное отношение, урегулированное юридическими нормами, в чем его специфика, какие именно есть виды общественных отношений? Есть экономические, социальные, политические, нравственные, религиозные и другие отношения. Все виды общественных отношений регулируются правом, но они остаются такими, как есть.

В 60–70-е гг. в отечественной юриспруденции наблюдается смягчение этатистской трактовки правоотношений и некоторая ее социологизация. В теории права наряду с сугубо этатистской трактовкой появилась концепция, согласно которой правоотношения рассматривались как фактические общественные отношения, имеющие определенную правовую форму, то есть имелось в виду единство содержания и формы (содержание – это сами общественные отношения, а форма – правовая). Но все же и здесь правовая форма связывалась исключительно с действующими юридическими нормами. Положительный момент тут заключается в том, что акцент делался на фактические общественные отношения, однако правовая форма – единство содержания и формы – связывалась исключительно с действующим юридическим законом. В юридической литературе эта концепция рассматривалась как социологическая, хотя она тоже, несомненно, тяготела к этатистской. Это – одна из существующих на сегодняшний день концепций правоотношений.

Основные признаки правоотношений. Если мы определяем право как меру свободы и находим ее в самих общественных отношениях, а в качестве признаков права рассматриваем прежде всего правовую свободу и формальное равенство субъектов отношений, то в соответствии с этим попытаемся определить основные признаки правоотношений.

1. Правоотношения – есть общественные отношения, т. е. они имеют социальный характер. Следует сразу же ответить на вопрос: почему вообще возникают общественные отношения между людьми? Объяснить это не так трудно. Между людьми существуют различия: интеллектуальные, физические, духовные, имущественные и т. д., в силу чего возникает взаимозависимость, которую заметили еще древнегреческие авторы, а в XVIII в. Ш. Монтескье включил в свою теорию права. «Именно потому что мы разные, – писал он, – мы зависимы друг от друга, должны друг друга дополнять». Этот факт взаимозависимости и порождает определенные общественные отношения. В процессе складывания, развития этих отношений субъекты совершают определенные действия. Сознательная деятельность людей и составляет те общественные отношения, специфику которых в качестве правоотношений мы хотим определить. А чтобы изучить именно эти отношения как социально значимую деятельность людей, мы обращаемся к категории «поведение». Здесь важны взаимосвязанные категории: «отношения», «деятельность», «поведение».

2. Каковы эти общественные отношения? Тут речь должна идти о характеристике правовых отношений как общественных отношений. Исходя из вышеобозначенной концепции права, можно утверждать, что это такие общественные отношения, которые складываются между субъектами права на базе взаимного признания свободы и формального равенства всех участников общественных отношений. Можно констатировать, что круг и характер таких отношений исторически изменчив. Например, в Древней Греции в правоотношениях не могли участвовать рабы. В Афинах за убийство раба полагалась смертная казнь. Но вообще рабы не были субъектами правоотношений. Участниками правоотношений могли быть только граждане полиса. И сегодня права гражданина тоже являются привилегией по отношению к правам человека.