Право

Причины и пути возникновения государства

Психологическими причинами возникновения государства являлся природный страх человека перед другим человеком. Эгоизм и агрессивность сочетаются в человеке со стремлением к совместному проживанию и пониманием необходимости создания специальных органов управления, стоящих над обществом.

Выделяют следующие пути возникновения государства: 1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский); 3) синтезный.

Государства Древнего Востока возникли в силу необходимости организации населения для проведения ирригационных работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Это были зоны поливного земледелия, на которых предусматривалось выполнение крупномасштабных общественных работ по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригационных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий усилия общинников и распределеляющий произведенный продукт. При этом большая часть полученного продукта сосредоточивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирующую труд общинников.

Таким образом, в основе социальной дифференциации между группами людей в странах Востока лежало политическое неравенство, т. е. положение групп в соответствующих иерархиях власти, возможность распоряжаться собственностью, распределять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть носила деспотический характер, что было вызвано срастанием политической и экономической власти. Управление страной деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была сельская община, основанная на коллективной (общинной) собственности на землю.

Итак, восточный путь возникновения государства характеризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая замедляла социально-экономическое расслоение общества и порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-вторых, исполнявшая общественные должности родоплеменная знать постепенно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, общественная (коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную, которая на Востоке являлась доминирующей, а частная собственность здесь не играла существенной роли. В-четвертых, государство выступало организатором производства: оно одновременно и управляло сельскими общинами, и эксплуатировало их.

Восточный путь оказался исторически наиболее распространенным, типичным, в отличие от западного пути, который был уникальным явлением, своего рода исключением из общего правила. Образование государства на территории Европы было обусловлено возникновением имущественного неравенства, появлением частной собственности на землю, скот, рабов и расколом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему возникновения государства в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечал, что классической его формой является возникновение Афинского государства.

Здесь первоначально общество делится на свободных, не свободных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: родовую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев, художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит процесс образования частной собственности, которая явилась результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Именно благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли существовать самостоятельно. Земля из общинной собственности переходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позволила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились богатые собственники, имеющие много земельных наделов, рабов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независимые в имущественном отношении стали занимать ключевые государственные должности, которые в дальнейшем становятся наследственными. Частная собственность доводит разделение общества на классы до такой степени, что в нем одна группа людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком обществе идет постоянная борьба между классами, что может привести к уничтожению самих классов и общества в целом.